Начало ] Вверх ] Содержание ]

Умба-Колвица -91

 

О Т Ч Е Т

 

о водном туристском путешествии третьей

категории сложности по рекам Умба и Колвица,

совершенном на Кольском полуострове в период

с 16.07.91 по 31.07.91 года.

 

           Руководитель: Серебренников Игорь Иванович

Содержание

      1. Паспорт маршрута

      2. Состав группы

      3. Введение

      4. Справочные данные о маршруте, заброска и выезд

      5. Общая географическая характеристика района

      6. Дневник похода

      7. Приложения

 

Паспорт маршрута

 

    Вид туризма: водный

    Категория сложности: третья

    Район путешествия: Кольский полуостров

    Сроки путешествия: 16. 07. 91 - 31. 07. 91

    Маршрут: п.Пунча - оз.Умбозеро - п.Зашеек - р.Умба - вдп.Падун  - оз.Капустные - оз.Канозеро - р.Родвиньга -оз.Пончозеро - оз.Медвежье Плесо - н.п.Умба - оз.Колвицкое - р.Колвица - н. п. Колвица

 

    Средства сплава: 2-х местный катамаран, 4-х местный катамаран, два каяка

    Протяженность маршрута: сплав - 172 км

    Количество участников: 8 человек

 

2. Состав группы

  

Катамаран-2: 

Серебренников Игорь Иванович, г.р.1962,руководитель группы, капитан; р.Юрюзань 1У,р.Шуя 2У,р.Зун-Мурин 4У,р.Угра 1Р;

Грушина Елена Савватиевна, г.р.1967, фотограф, матрос; р.Мста 1У, р.Воньга 2У.

 

Катамаран-4:

Бебутов Сергей Абессаломович, г.р.1960,капитан;р.Суна-р.М.Суна 2У;

Дмитриева Анна Александровна, г.р.1975,ответственная за дневник, матрос; р.Шуя н\кУ;

Кузнецова Наталья Николаевна,г.р.1969,матрос; р.Мста н/кУ;

Серебренников Олег Иванович,г.р.1969,матрос.

 

Каяк N1:

Девяткин Александр Иванович,г.р.1958,фотограф;р.Техури 2(э.4)У, р.Суна-р.М.Суна 2У, р.Зун-Мурин 4Р.

 

Каяк N2:

Дмитриева Евгения Львовна, г.р.1955,завхоз;р.Техури 2(э.4)У.

 

3. Введение

 

   Целями похода являлись:

- прохождение маршрута для приобретения соответствующего опыта участниками,

- ознакомление с природой Кольского полуострова,

- познавательные и другие общетуристские цели.

   Это определило выбор маршрута, снаряжения и тактики похода.  Препятствия

на реке идут по мере возрастания сложности ( за исключением вдп. Падун ).

 

3.1. Снаряжение

 

   В качестве средств слава использовались два катамарана и два каркасно-надувных каяка.  Катамаран-4 длинной около 5 м построен по четырехбалонной схемес плоскими гондолами.  Катамаран-2 имеет длину 3,2 м и круглые гондолы бананообразной формы ("леракт").   Рамы изготавливались на месте из сырой березы накапроновых вязках.  Каждый катамаран снабжен упорами для коленной посадки, чалкой и запасным веслом или лопастью.  Имелся спасконец длиной 25 м ("морков-

ка"), карабины, отрезки репшнура.

   Личное снаряжение было традиционным и включало спасжилет, гидрокостюм (не у всех ), каску и т. д.

   Лагерное снаряжение включало в себя три самодельные капроновые палатки,каждая со своим тентом, а также общественный тент из болоньи и костровые принадлежности.

 

3.2. Питание и аптечка

 

   Питание группы было организовано , исходя из опыта походов четвертой категории сложности.  Калорийность в среднем - 2500-3000 ккал в зависимости отнагрузки.  Продукты почти все - сублимированные ( за исключением тушенки ),и это позволило при минимальном весе обеспечить заданную калорийность.

   Раскладка была расписана по дням с увеличением калорийности к концу похода. Упаковка продуктов производилась в Москве подневно. Отдельно ехали лишьсухари, подсолнечное и топленое масло, тушенка.

   Перечень продуктов приводится в приложении.

   Аптечка была обычной для водных походов.  Вес ее не превышал 1,5 кг.  Всеупаковки - полиэтиленовые, чехол сшит из капрона и помещен в гермоупаковку.

Перечень лекарств приводится в приложении.

3.3 Подготовка к путешествию

 

   Специальная подготовка группы включала в себя учебные занятия в бассейне (гребля, плавание), тренировочные выходы на подмосковные реки (каяки, байдарки). Кроме того, члены группы принимали участие в тренировочных лыжных походах зимой. Благодаря этому, общая физическая подготовка участников позволилауверенно пройти маршрут.

   Предварительные организационные мероприятия включали в себя только приобретение билетов на поезд до станции Апатиты.  Сроки похода были выбраны восновном из соображений координации отпусков участников, поскольку водный режим выбранных рек допускает широкое варьирование сроков сплава.

   При разработке маршрута использовались отчеты по р. Умба из библиотекиМГТК. Сведения о р. Колвица были получены устно и по карте М1:20000.

 

3.4 Тактика сплава и обеспечение безопасности

 

   Каких-либо новых тактических приемов мы не изобретали.  Просматривалосьбольшинство порогов, определялась линия движения, места и способы страховки.

Делалось это с целью обучения и проверки знаний молодых участников. Порядокдвижения был таков: сначала проходили каяки, как наиболее опытные участники, затем "двойка" и "четверка". Дистанцию между судами держали такой, чтобы экипажи в случае необходимости могли быстро прийти на помощь друг другу. На озерах и плесах каяки, как наиболее маневренные суда, часто уходили вперед дляпоиска выхода из озера и мест для стоянок. Способы прохождения отдельных препятствий изложены в дневнике похода.

   Безопасность похода зависит, как известно, от множества факторов, начиная от правильности подбора группы, подготовленности участников, кончая правильной организацией страховки на препятствиях.

   Те факторы, которые можно было проверить перед отъездом (здоровье участников, правильность и полноту подбора снаряжения, тактический план похода ит. д. ) были тщательно проверены. Страховка осуществлялась как с берега так ис воды.

 

4.  Справочные данные о маршруте.

Заброска и выезд.

 

    Заброска на маршрут осуществлялась следующим образом:

- Москва-Апатиты - поезд N181 Москва-Никель. Отправление в 19.20, прибытиев Апатиты в 7.20 на третий день;

- Апатиты-Кировск - автобус N (Кировский КСО - 184230,Мурманская обл. , г. Кировск, пр-кт Ленина, д. 15);

- Кировск-Октябрьский автобус от рынка (8. 00,12. 00,16. 00,18. 00);

- далее по ж. д.  до п. Пунча (пассажирского сообщения нет). В 1990г. недалекоот Пунчи произошла железнодорожная катастрофа - столкнулись встречные составы, пострадали туристы, ехавшие по договоренности.  С тех пор туристов не возят.

   Выезд с р. Умба удобно осуществлять от автомобильного моста на дороге Умба - Кандалакша (3 км от поселка), предварительно купив билеты в поселке(касса работает до 14. 00), или послав туда представителя к отходу автобусана Кандалакшу (10. 00,15. 00,19. 00) занять места. Билеты у водителя. Есть возможность уехать или отправить снаряжение на попутке, особенно в пятницу. Состроительства дороги от н. п. Умба вдоль Терского берега ходит много машин вКандалакшу.

   Выезд из д. Колвица - рейсовым автобусом Колвица-Кандалакша(10.00,14.00, 17.00). Остановка автобуса на шоссе напротив моста через р. Колвица (вне прямой видимости). На вокзале в Кандалакше можно сразу купить билеты на поезд,заплатив за предварительный заказ.

  Общая сумма транспортных расходов составила около 110 рублей на человека.

 

6. Дневник похода

   Этот раздел освещает события похода со стороны скорее технической, чемэмоциональной. Об остальном смотрите в приложении.

 

    16.7.  День первый.

            Приехали в Апатиты с небольшим опозданием в восьмом часу утра.На площади перед вокзалом остановка автобусов.

   Основным событием после отбытия из Москвы, было исчезновение одного члена группы. Пришли к выводу, что она ,перепутав что-то на вокзале не села впоезд и должна нас догнать.

   Автобусом доехали до Кировска. Здесь имеется возможность позвонить в Москву. Мы осторожно убедились, что наш заблудший "чайник" догоняет группу. Приняли все меры к поиску и нашли.

   На заключительной стадии подготовки к походу к группе присоединились двачеловека - экипаж "Тайменя" - с намерением пройти с нами р. Умбу и запасной член экипажа на "четверку".

   Город Кировск состоит в основном из проспекта Ленина.  Здесь находятся рынок, автобусная остановка, почта. КСО во дворе дома N15 в полуподвале. Военкомат - чуть дальше, на улице, уходящей от проспекта влево.

   При разведке дальнейшего пути выяснилось, что добраться до Пунчи без большой потери времени чрезвычайно проблематично.  Причина указана выше. Было принято решение добраться до реки, воспользовавшись автобусом до н. п. Октябрьский. К вечеру группа встала лагерем на правом берегу реки в 500 м выше автомобильного моста через Умбу на поляне в березняке.

 

    17.7. Второй день.

            День был посвящен постройке катамаранов, сборке каяков, байдарки, опробованию плавсредств на воде. Рамы для катамаранов вязали из сырой березы. Был просмотрен порог Островной.

18.7. Третий день.

Начало сплава. Ширина реки 60 м, глубина местами до 1,5 м.  Скорость течения 9-10 км/ч. Берега, в основном, низкие болотистые. На северо-западе и северо-востоке поднимаются Хибины и Ловозерские Тундры. Первый участоксплава до водопада Падун. Так он обозначен на карте. Вскоре после мостов (ж. д.и автомобильного) начинается "Хариусный" плес, скорость течения уменьшается.

На плесе видели "старых браконьеров", ехавших с нами в автобусе и сообщившихпреувеличенные сведения о строгости рыбнадзора на реке. На плесе надо держаться правого берега. Т. к.  берега низкие трудно сразу определить куда уходит река с плеса или из озера. Это характерная ее особенность на всем протяжении.

   Приближение к порогу Падун можно определить по появившимся на фоне неба кронам сосен, которыми поросли скальные выходы, образовавшие в русле рекипорог. Сосны хорошо заметны над кромкой леса, в основном состоящего из невысоких берез и остроконечных елей. Горелого леса, указанного в старых отчетахкак примета порога, не видно. Плес суживается. НА левом берегу, покрытом россыпью камней, стоит знак - поломанный кильсон от байдарки. Причалили к левомуберегу. Выбрали место для стоянки у третьей ступени порога метрах в 70 от берега. Решили использовать резервный день для дневки на пороге. Место живописное, погода хорошая.

   В первый ходовой день выяснилось, что "четверка" требует небольшого ремонта. После просмотра порога пришли к выводу, что на водопад он не "тянет", нормальный порог пятой категории. Может быть при большем уровне воды он выглядел внушительнее. Наибольшую сложность представляет первая ступень.

   После нас к порогу прибыл ленинградский ПСН. Ребята спускались от Коашвы.

 

    19.7. Четвертый день.

            Дневка.  Ремонт "четверки". Осмотр окрестностей. Почва торфяниковаяочень пожароопасная. Пришлось заливать очаг, оставленный предшественниками.Недалеко от лагеря стоит мемориальная плита погибшему в пороге парню.

   Экипаж "двойки" сделал попытку пройти порог. Для этого катамаран без грузаперенесли к началу порога. В бочке первого у первого слива катамаран был развернут и опрокинут. Экипаж выбрался на перевернутый катамаран. С берега былброшен спасконец, который не выдержал нагрузки и порвался. После чего, на перевернутом катамаране с одним веслом были пройдены остальные ступени порога.Произведен разбор случившегося, сделаны выводы. Больше попыток прохождения

первой ступени не предпринималось.

 

20.7. Пятый день.

            Первая и вторая ступени порога обнесены. Байдарку спустили на воду за порогом. Все экипажи благополучно прошли третью ступень. Через несколько километров низменные берега раздвинулись, и мы оказались на озерном просторе. Капустные озера - мелководные, дно - песчаное, местами слегка заиленное. При невысоком уровне воды можно идти по дну озера. Один экипаж немного"побурлачил". Выход из Верхне-Капустного озера в заливе направо сразу за последним из двух больших островов. Поиску выхода помогают водоросли.  Они вследза практически незаметным течением. В протоке между озерами - порог "Средне-капустный". Осмотрели его с левого берега. Мощная струя, стоячие валы до полуметра. Определили линию движения - от правой половины реки к левому берегу, затем на правую половину. Страховку организовывать необходимости не было. Средне-Капустное озеро ничем особым не примечательно. Выход из него получился автоматически. На Верхне-Капустном озере имеется мост, переброшенный содного берега на другой через остров. Наши катамараны прошли под его пролетом ближе к острову, оставив его с левого борта. При большой воде могут возникнуть трудности для крупных плавсредств с высоким расположением груза.

   Каяки и байдарка были высланы вперед для поиска выхода из озера и стоянки у "Лысой" горы. После моста, миновав два острова, справа виден характерныйсклон с очень редким низкорослым лесом, наиболее близко из всех высоток подступающий к берегу. Это и есть "Лысая" гора. Она должна остаться с левого борта. Однако, у руководителя возникли сомнения и, решив заглянуть за следующиймыс катамараны потеряли 1,5 часа времени. Посетили следующий остров, с дальнего конца которого видны дома деревни Капустное. На острове растет морошка,но к нашему появлению она еще не поспела. На стоянку на левом берегу протокиприбыли поздно, помокнув под дождем. После ходового дня "четверке" опять потребовался ремонт. Материал баллонов был изрядно изношен и стал доставлять неприятности. Проявилось это только под нагрузкой. Вес груза составлял примерно 650кг.

    21.7. Шестой день.

            После вчерашнего подъем был поздний. До обеда ремонт катамарана-4. Осмотр окрестностей. Рядом стоял ленинградский ПСН.

   С "Лысой" горы открывается вид на цепочку пройденных озер. Хибин уже невидно за свинцовыми низкими тучами, временами орошающими нас дождиком. Лесна горе аккуратно свален и оставлен на месте повала. Можно предположить, чтоделали полосу для защиты от пожара. Но почему по всему склону? Новая поросльподнялась до 3 м, потому гора и получила название "Лысой" у туристов. На карте М1:500 000 она не подписана. Наверху сильно донимали комары. Рядом со стоянкой нашли землянку.

   Вышли после обеда. Через 2 км нас поджидал порог "Щелистый"("Разбойник").Он оправдал свое гнусное название. Большую часть порога мы просмотрели. Заканчивается он двумя протоками, огибающими остров. Левая оказалась очень мелководной и непроходимой. Остальной порог представлял просто шиверу густо утыканную камнями. В средней части порога "Таймень" застрял в камнях, и из-за навала воды у него лопнула трубка кильсона. Байдарку вывели на руках, на кильсонпоставили деревянную шину. На выходе из порога симпатичный плес, где нам пришлось остановиться, пройдя не более 4 км. "Разбойник" выпустил дух из левойгондолы сразу из двух баллонов. Место для стоянки выбрали на левом берегупод соснами. Капитану четверки пришлось прихватить большую часть ночи для ремонта. Терять день мы не могли. После этого ремонта четверка больше не подводила.

 

    22.7. Седьмой день.

            Пришлось наверстывать упущенное.  На озере Деткова Ламбина нас несколько раз поливал дождь. Мост на нем четверка преодолела небез усилий - низкие пролеты. Леспромхоз здесь заброшен, хотя на берегу наблюдали человека, и из одной трубы шел дым.  Времени останавливаться не имели. Выход из Детковой Ламбины закрыт островом. Направление движения определяетсяпо водорослям и топлякам на дне. Остров нужно оставить справа по борту. Сразуначинается порог "Семиверстный". Скорость течения возрастает до 15-20 км/ч.

После входной шиверы - мощный каскад препятствий с сужением и поворотом реки, несколько сливов и бочек. Проходили без просмотра. За "Семиверстным" следует живописный "Жемчужный" плес - высокий берег с песчаным обрывом высотой3-5 м - одно из самых красивых мест для стоянки на всей реке. Здесь мы остановились на обед. За плесом тянется участок с низкими заболоченными берегами, где мошка не давала покоя даже на воде.

   Пороги 1-ая и 2-ая Карежки, Карельский были пройдены без просмотра. Интересен Карельский порог. Его прохождение доставляет удовольствие. На Карельскомпороге расположилась база кооператива, который устраивает сплав на катамаранах до Пончозера.

   Остановились на стоянку перед порогом Канозерский. Над самым порогом берег- обрывистый, и можно найти место. Дрова искать ниже по течению метров 400-500. Если пройти часть порога, то лучше там и вставать.

    23.7. Восьмой день.

            Ненастное утро. Всю ночь дул сильный ветер и утром не думал прекращаться. Решили переждать день, т. к.  впереди большой озерный переход. Осмотр порога и окрестностей, сушка снаряжения. Рядом стоял московскийПСН. На пороге промышляют браконьеры. Отсюда две тропы ведут к дороге Кировск- Умба. Дорога интересна в велотуристском отношении. После дневки над порогом,он уже не казался таким сложным, как при первом просмотре.

   24.7. Девятый день.

            Ветер стал тише и более попутным. Прохождение порога в обычном порядке - каяки, двойка, четверка. Московский ПСН прошел его под правым берегом. Под левым берегом прошел кооперативный катамаран-4, оборудованный мачтой.Посадка гребцов - сидячая. Мы проходили ближе к левому берегу. Байдарку обнесли. Выход из порога - мелководная каменистая шивера. Ширина реки 150-200 м, несколько проток.

   На озере шли вдоль левого берега. Высота волны до 60 см. Очень низкая облачность. Курс держали на остров. Первый остров - высокий, скалистый ~500 м в окружности. Обычное место остановки групп, пересекающих озеро. Ленинградский ПСНи кооперативный катамаран остановились здесь на обед. Мы после краткой остановки продолжили путь курсом к следующим островам, лежащим несколько левеелинии, соединяющей вход и выход из озера. Остановились на обед на правой оконечности острова. В последствии оказалось, что острова находятся на территории заказника. На дереве посередине острова прибита табличка. Берега озеранизкие заболоченные, несмотря на ветер, огромное количество мошки, котораяпосле остановок долго преследовала нас на воде.

   Если под правым берегом слышен Падун на Кице. Выход в Родвиньгу левее избна правом берегу. В этом месте видны прибитые водой бревна, слева по борту остается маленький островок. Берега Родвиньги так же очень низкие. Встали на стоянку на правом берегу в двух километрах ниже озера. Ходовой день составил 12часов. При боковом или встречном ветре озеро за один ходовой день не пройти, особенно на катамаранах.

25.7. Десятый день.

            Продолжили сплав по Родвиньге. Место, где вытекает Низьма, находится чуть выше старой лесосплавной плотины. Слив через плотинучистый можно проходить без просмотра. Далее следуют два небольших порога иПончозеро. Выход из озера открывается, после прохождения двух мысов, по правому берегу левее избы. На Канозере и Почозере почва вокруг изб уже давно заболочена. У избы был намечен обед. Когда каяки и байдарка были уже на берегу, акатамараны еще метрах в четырехстах от берега, приземлился вертолет. Какие-толюди, представившиеся рыбнадзором, пытались обвинить нас в нарушении запретасплава по лососевым рекам. Однако, после разговора они ушли в сторону лагерясоветско-британского СП, посоветовав нам побыстрее закончить сплав.  Похожийлагерь мы видели на Родвиньге и наблюдали там иностранных рыбаков. Участок отПончозера до впадения Низьмы характерен самым большим уклоном реки. Здесь находится порог Большой Кривец(Подкривец) довольно мощный и значительной протяженности. В пороге при косом входе в одну из бочек произошел оверкиль байдарки. Спасработы проводились с воды с катамарана-2. Байдарка была зацеплена заобвязку, но при буксировке к берегу снесена на камни в 30 м от острова на выходе из порога. С камней экипаж снялся собственными силами и добрался до острова. Тут отлили воду, байдарку сплавили на плес, экипаж перевели на берег через протоку. Был разведен костер, пока сушили одежду, произвели осмотр повреждений. Погнуты стрингера и привальные брусья в кормовой части байдарки, трирваные дыры в обшивке и несколько тертых повреждений. После того, как были зашиты пробоины в обшивке, продолжили путь. Т. к.  до конца маршрута по схеме оставались два незначительных препятствия. Лагерем встали на крутом левом берегуметрах в восьмистах выше  поселка Погост, причалив на быстрине.

26.7. Одиннадцатый день.

            На этот день пришлось всего 800 м быстрой воды. В поселке Погост находится база того же СП, есть дорога в Умбу. Река здесь делает резкий поворот  вправо, и начинается озеро Медвежье Плесо. На озере был конечный пункт лесосплава, поэтому путь проходит между бонными заграждениями.По обе стороны тянутся бревна, скованные звеньями цепи. После окончания боновозеро изгибается влево и на правом берегу видна дорога Умба-Колвица, затемстановится виден мост. Немного выше моста на левом берегу небольшой причал.Здесь закончился наш сплав по Умбе. От этого места есть дорога к шоссе, до поселка Умба 3 км. В поселке есть магазины, почта. Это - центр Терского района.В магазинах можно кое-что купить и без талонов. Встречена группа велотуристов. У них четверка - Мурманск- Кировск-Кандалакша. Сделали отметку в маршрутной книжке, купили лакомства на дневку. Группа собрала рюкзаки, просушила и собрала плавсредства. Рамы катамаранов разобрали. Рюкзаки перенесли к мосту.

Двух человек отправили в поселок к отходу автобуса - закупить места на всех. В 19. 15 погрузились в автобус и через 1. 40 были на мосту через Колвицу. Экипаж "Тайменя" отправился в Кандалакшу. Встали лагерем на правом берегу в 150метрах ниже моста, над порогом.

27.7. Двенадцатый день.

            Дневка. Отличная погода. Сборка плавсредств, прогулки по окрестностям, сбор грибов, купание, разведка реки. Река Колвица вытекает из озера Колвицкого и впадает в Колвицкую губу Белого моря. Перепад высотсоставляет 58 м, длина ее - 12 км.  На этом небольшом участке сосредоточеностолько же препятствий, как на всей Умбе. Здесь мы планировали провести несколько тренировок, для закрепления навыков, приобретенными молодыми членамигруппы. С этой целью тактику сплава решили изменить. Наиболее интересные места вся группа проходила на катамаране-2 в различных составах. Катамаран-4 из-заплохого состояния баллонов не собирали. Передвигались, комбинируя водные и пешие участки маршрута.

28.7. Тринадцатый день.

            Начали тренировку с порога рядом с лагерем. Все остались довольны. Затем группа разделилась на две части. Встретились на "мостовом" пороге. До этого порога препятствия  - ничем не примечательные. Порог - сложный с сильным прижимом к ряжевой стенке у правого берега, но главнаяопасность - сам мост с низким пролетом, переброшенный над стремниной. После просмотра решили: проходить только опытным участникам. Страховку наладили с конца ряжевой стенки. Каяк N1 прошел нормально, каяк N2 был опрокинут в прижиме из-за неправильного расчета траектории движения. При помощи спасконцапрохождение закончилось в безопасном месте. Катамаран-2 прошел, как намечалось. Мост был обнесен. Следующая встреча намечалась на пороге у водомерногопоста. До этого места река просмотрена в первый день. Живописное, удобное длястоянки место. Вдоль реки по обоим берегам идут хорошо натоптанные тропы. Однако, наша группа, неправильно поняв описанный маршрут, сделала большой круг, прогулявшись вдоль высоковольтной линии на левом берегу. Идти лучше по правому берегу.

29.7. Четырнадцатый день.

            Третий день стоит отличная погода. Маршрут близок к завершению. Чтобы не ночевать у деревни по окончании сплава, решили остатьсяна месте, а потом, встав пораньше, в один день добраться до Кандалакши. Прошли вдоль реки до деревни Колвица, просмотрели препятствия, узнали расписаниеавтобусов. Полюбовались водопадом, которым завершается Колвица перед впадением в губу. На этом водопаде огромное число браконьеров ловит идущую на нерестгорбушу.

30.7. Пятнадцатый день.

            Устроили экскурсию на водопад для остальной части группы. Сходили также на водопад, обнаруженный на ручье Белом - левом притокеКолвицы. Красивый водопад находится в сотне метров от устья ручья в 15-20 минутах ходьбы от водомерного поста. После обеда провели тренировку на пороге устоянки.

31.7. Шестнадцатый день.

            Оставшийся участок реки до предводопадного порога прошли очень быстро. Четыре порога особого интереса не представляют. Имеют мелководные шиверы на выходе. Предводопадный порог - очень мощный с большими бочками, в шахматном порядке перекрывающими основную струю. В конце порога на небольшом мелководье течение замедляется, река делится на три рукава. Каждый изних заканчивается водопадом. При организации страховки на мелководном участкевозможно прохождение порога на катамаране при достаточном опыте участников.

   Наш маршрут закончился выше порога. Разобрали и высушили плавсредства. Доостановки 10 минут ходьбы. Автобус до Кандалакши идет около часа, приходит нажелезнодорожный вокзал. Завершив формальности, вечером поездом Никель-Москваотправились восвояси.

 


Начало ] Вверх ] Содержание ]

(C)2002-2003 Свешникова Елена.
Жду ваших писем по адресу elenasv@km.ru.
Использование материалов сайта - только с письменного разрешения администратора сайта.
Последнее изменение: 23 февраля 2003
Hosted by uCoz