Умба-Колвица
27 июля – 11 августа 1995 года
* Сургучев Вячеслав Евгеньевич - адмирал, капитан Голубушки".
* Зайцева Татьяна Александровна - финансист, по совместительству матрос Славика.
* Сальников Александр Юрьевич - снаряженец, водитель голубой Барбацуцы.
* Шиц Ольга Леонидовна - медик, матрос с голубого.
* Алёшин Геннадий Иванович - ответственный за спирт (в том числе, за забытый), а так же капитан синего.
* Усачёва Марина Николаевна - главный человек в походе (Завхоз), а также матрос с синего.
* Волков Юрий Ольгердович - ответственный за ремнабор, капитан Горбатого Уткиного Птенца.
* Свешникова Елена Анатольевна - ответственная за всю эту писанину, матрос Бархана.
Юра опять напился. Как он сам только что правильно заметил.
Хроника дня (подробно описывать скучно):
Опоздали Марина с Геной. В вагоне три группы турья. Все мы долго менялись местами, после чего наша группа заняла почетное купе около сами догадываетесь чего. Пятый вагон оказался первым. Проводницы оказались хорошими, чай греют и белье по 5 тысяч дают. Если они нас не высадят раньше Апатит, мы будем вспоминать их хорошими словами. Подсчитывали, что взяли, что - нет. Оказалось, что не хватает двух литров медицинского спирта, сахара на поезд, гвоздей, шурупов, шербета. Решили, что лишняя пара подколенников и лишний чальный мешок этого не компенсируют. Поэтому Гена с Сашей принялись разбирать вагон.
Утро одного цвета с ночью, ориентироваться сложно, но можно. Народ с трудом выползает из-под простынок, одеялок и из спальников; запах пищи помогает добраться до стола на ощупь еще не проснувшимся туристикам со слипшимися глазками.
Сложно описать сразу время провождение между завтраком и обедом, НО! Не могу упустить из виду ОБЕД!
В мутноватой, слегка тепленькой жижице, приправленной вчерашней картошечкой, яйцом и луком (невареным), каждый сосредоточенно и целеустремленно гонял по тарелке говяжий кубик; кубик растворился! Получился вкусный суп. Дальше не помню, все как в тумане. Иногда перед глазами появлялись и исчезали тетрис, гитара, шахматы, газета "Известия" и растерянные физиономии как ни странно голодных нас.
Была радость: много пива для Гены, и Саши, и Славика; еще было много орешков в красивых, доселе невиданных упаковочках. В память о них (и об орешках) была изготовлена кружечка для Саши (здравствующая по сей день).
Не ложась спать, мы ждали Апатиты. После мучительных ожиданий, наконец, мы прибыли. От радости и невыспатости туристы вылетали на перрон в бреющем полете. Вот и настала пора для медицинской деятельности, не говоря уже о прочитанной в поезде лекции о спасении на воде. С первым автобусом по приезду нам повезло, и мы быстро добрались до Кировска. После приезда у моста началась сборка катов, байдарки и борьба с комарами, которая переросла в нежную с ними "любовь". Чтобы не опережать события, был сломан кильсон у байдарки, и все уложились со сборами во времени.
Солнышко сменилось тучками, тучами и, наконец, пошел дождичек, мелкий и неприятный, что, впрочем, лишь увеличило пыл собирающихся.
Наконец мы отплыли. Вода была большая, и практически все препятствия были под водой.
Течет гидра, холодно и мокро. Как ни странно, но все ждут "падун", чтобы причалить и поесть.
ПАДУН. Вечером порог решили не идти и разбили лагерь на кочках. Но после бессонной ночи и почти суток бодрствования это ничуть не мешало сладкому сну.
И вот сегодня я проснулся как турист - то есть проспал, но проспал с треском: до 10.30, а встал к 11.00. Мужественно сварил кашу, потом поднял Ольгу. Поднималась она долго. Встали, поели, понесли шмотки к месту новой стоянки. Пока носили, как всегда или все унесли не туда, либо оставили что-то ненужное. Как пояснение: мы решили оставить суда и пройти порог до стоянки, а все вещи отнести. Но получилось, что катамаран был на месте, а загидривался (т.е. одевал гидрокостюм) на новом. Суета сует! Наконец-то уселись со Славиком на кат и решили идти Падун до улова после первой ступени и страховать проход Лены с Юрой.
Прошли нормально, долго ругались со Славой в каком улове чалиться, но, в конце концов, ткнулись куда надо. Вытащили кат, но не до конца на берег (это и была роковая часть дня) Пошли разбираться с фотоаппаратами и все остальное. Помню, шел я спокойно к катамарану, выходит ко мне Славик, такой "радостный" весь, и сообщает, что катамаран поплыл сам. И уже уплыл. Он не знал, что когда-нибудь доплывём до Белого моря, а там голодная треска. Новенький ещё, глупый. Поскакали вдогонку. Но как. Мой катамаран шёл первым, и пускаться вдогонку было не на чем. Слава пошёл догонять его на Юрином кате, пройдя весь Падун, а я пошёл вдаль, т.е. вдоль Падуна пешком.
Дошёл до мужиков с огромной четвёркой-катамараном, которые, осмотрев меня с ног до головы, неуверенно спросили: "А был ли киль?". Я сказал: "Нет!" - и они успокоились. Так как вид катамарана, который спокойно прошёл весь остаток Падуна один, в нормальном состоянии и без экипажа вызвал у них неспокойное бурчание животов. Они сообщили, что за катом ринулись ребята на плоте ПСН10 и зачалили его, но куда - они не видели. Поэтому, когда мимо пронеслись Слава с Юрой, то я то я показывал во все стороны, где могла стоять группа, зачалившая кат. Вот, наконец, всё и устаканилось: кат нашли и притащили. Возобновили работу. Пошли мы с Геной. Прошли хорошо и встали на страховку. Лена со славой поехали на байдарке. Расклад старый для такой старой посудины, как "Голубушка": сорвало юбку, воды внутри - по уши и т.д. и т.п. Когда байдарка пролетела мимо нас, мы с Геной неправильно вышли на струю и пошли дальше. Зачалились у нашего лагеря, и я не увидел там байдару. Оказалось, что Лена со Славой тоже слегка перепутали место чалки и зачалились выше. Ну, коль зачалились, так зачалились - хоть воду вылили из байды. Вот и все, пока. Теперь обед. О, сколько чарующего таит в себе это слово, означающее пустое проглатывание еды... Отвалившись от стола, потихоньку раскачались на тренировку. Тренировка была замечательна несколькими моментами: сначала я "довыеживался" и., показывая зацеп, один, на двойке, перевернул ее. Получил каркасом по голове и остался доволен жизнью. Потом мы со Славой решили пройти маршрут движения по сливам для тренировки и поняли, что два траверса струй с промежутками в 10-15 секунд и нам не под силу; и ограничились малым. Катались до упаду все, кроме Лены. Она до упаду катала блины по сковородке.
В завершении всего мы со Славой отправились пройти эту ступень по "самой каше", причем, проходя мимо соседней пьяной группы, услышали резонное замечание, что то, где мы катаемся, это все-таки порог и мы не в своем уме. Ну что же с этим поделать? Проехали классно. Прошли пульсирующий вал, ссыпались в бочку, там нас слегка развернуло, но вышли хорошо. Чалиться сил уже не было, поэтому дотекли до мели и пошли пешком. Потом шатаясь пошли мыться. Умытым и причесанным я прохрипел, что я все-таки удовлетворен ощущениями и понял, что подвигом уже является простое шевеление конечностями. Дальше, если честно, все было как-то расплывчато. Но помню финал - последний гудок моего хрипящего горла и утек в объятия сна.
Прости, прощая - ничего не помню
Рассвет настанет, и будут небеса чисты!..
Утро началось с дежурства. Встал в 7.55, светит солнышко, тепло - приятно так подниматься. Быстренько развел костерок, Татьяна принесла воду, и не успел я оглянуться, как все уже готово - пора поднимать команду. За 2 часа от подъема погрузились на суда, хотя вечером решали, что сделаем это за 1,5. Двинули третью ступень Падуна и начались Капустные озера. На озерах ветер нас побаловал, был попутным. Катамараны этим воспользовались и подняли паруса. Лена и Юра плыли под парусом из верхнего тента, а Саша с Олей - под парусом из Сашиной плащ-палатки. Причем вместо мачты Саша использовал Ольгу. Капустные озера оказались очень мелкими, на Нижне-Капустном Сашин кат даже сел на мель. Обед готовили на песчаном мысу. Ярко и жарко светило солнышко и тем, кто хотел искупаться, пришлось долго ходить по дну, но глубже, чем по колено, мест не было, и пришлось ложиться на дно, чтобы намокнуть целиком. Во время готовки нас ожидал неприятный сюрприз. Татьяна вместо трех супов советских купила три импортных, которые были в 2 раза меньше, к тому же это был борщ и наполнителя в нем было как-то маловато. Это дело решили исправить шкуркой от сала и 1 луковицей.
Выход из Нижне-Капустного мы чуть не прозевали, но самоотверженные действия байдарки исправили положение. После выхода начинается порог Карежка ничем не примечательный. Где-то в его конце мы и встали на ночевку. На месте на нас накинулись комары и чуть не разорвали нас (по словам очевидца) на 1000 маленьких медвежат. Зато черники было достаточно, это мы ощутили за ужином, когда ели ее со сгущенкой и с блинами. В этот вечер мы допили "Фанту" и принялись за "Спрайт". После столь изысканных напитков я отвалился спать.
P.S. В этот вечер было так много грибов, что дежурные попросили по столько больше не собирать. А еще было замечено, что где-то после второй порции "Спрайта" пропадают комары.
Безкомарного неба тебе читатель!!
Утро началось с того, что мы, дежурные, проспали на целый час. Спешно стали готовить завтрак и поднимать народ. Последним проснулся Слава и, как нам показалось, нисколько не расстроился из-за нарушения "режима", так как "Спрайта" накануне было выпито немало. А день предстоял нелегкий: пороги лоция обещала сложные.
На удивление быстро собрались и позавтракали, и отправились на поиски новых приключений.
"Разбойник" оказался довольно серьезным препятствием. Долго его просматривали, повстречали наших старых знакомых, которые убедили наших ребят не просматривать до конца, сказав, что дальше ничего серьезного нет. Пошли в порог первыми Саша с Ольгой, за ними все остальные. Как раз на выходе из порога оказалась довольно мощная "тройная" бочка, которая на меня произвела наибольшее впечатление.
После небольшого плеса начался Семиверстный порог. На первом километре мы его просмотрели. Интересно. Мы с Геной пошли в центральный самый мощный слив и немного поборолись с бочками. Надо сказать, что последующие "шесть верст" никак не соответствовали первой, и представляли собой одну длинную и очень несложную шиверу, за исключением разве что пятого километра, где мы опять, покинув катамараны, прошлись по берегу посмотреть на препятствие, которое представляло собой шиверу с веселенькими чистыми валами и не явилось большой сложностью для всех нас. После Семиверстного начался Жемчужный плес, и мы зачалились на левом высоком песчаном берегу. Сосны, мягкий мох, теплый ветер, солнышко. Все полезли в воду купаться, вспоминая с иронией слова наших знакомых, оставшихся в Москве, о суровом климате Кольского. Впереди дневка и завтрашний день обещает быть таким же теплым и ласковым.
Поужинали, употребив очередную порцию "Спрайта" и жизнь стала казаться исключительно хорошей штукой. Костер, песни под гитару, красивейшая природа кругом. Что еще надо? Позже пришел рыбак, предложив купить у него рыбу. Купили. Поели. Вкусно. Спокойной ночи!
Весь день светит солнце, тепло. Купаемся, стираемся, собираем грибы и едим их. Грибы, правда, уже надоедают, а жалко. Ветра почти нет, жарко. Люди развалились на ковриках вокруг костра и разомлели. Я крепился благодаря тому, что у нас с Леной сегодня дежурство. После завтрака я около часа безрезультатно закидывал спиннинг с крупной блесной. Один раз я заметил, что за блесной шла мелкая рыба (похоже, хариус, длиной около 25 см). Так что есть смысл ловить на мушку или мелкую блесну (мормышку?). Около полудня мимо нас проплыли две группы: шестеро на большом кате-четверке и компания на ПСНе.
...А мы расслабляемся. Около шести вечера нашу спокойную жизнь
прервали мужики на четырехместном кате во главе с громким бородачем. Они причалили рядом с нами, носили мимо нас вещи обсуждали время начала ежедневных возлияний. Как потом оказалось (или показалось?), они просто захотели с нами пообщаться, но нас веселая пьяная группа по соседству не устраивала. Как ни были мы расслабленны - решили собраться и пройти сегодня хотя бы часа два... И правильно сделали! Выдвинулись мы около половины девятого: солнце невысоко, тихо и уже не жарко. Загидриваться мы с Леной не стали - разулись и плыли босиком. За час пятнадцать нам повстречался романтический плес в вечерней тишине, а потом, с малыми промежутками, две маленькие шиверки, называемые порогами Карежка №1 и 2. Мы так и просидели на попах, спокойно обогнув на довольно медленном течении несколько полуобливных камней - легкое развлечение. В вечернем солнце чуть не проглядели один камень. Ничего бы и не случилось, уткнись мы в него на скорости около 7 км / час, однако на безрыбии и рак рыба - надо все препятствия старательно обходить - хотя бы для тренировки.
Метров через 300 за вторым "порогом" на левом песчаном берегу, между сосен, мы встали на ночлег. Песчаный пляж, сложенные камни для бани, ступеньки к берегу... Хорошо бы нам здесь стоять сегодня. В десять вечера прибрежный песок еще согревает ноги.
Проснулся. Вылез из палатки. Прекрасное теплое утро. Чистое небо, солнышко, сосенки, песчаный бережок. Вообщем, здорово! Если бы знал, какой нам день предстоит - лучше б не просыпался...
После тщательного 10-минутного осмотра лагеря понял, что проснулся я первый, чему крайне удивился. Разбудил Саню (дежурного) ...Короче позавтракали, собрались, поехали.
Впереди порог Карельский. Прошли. Далее - порог Канозерский, бочка в конце которого величиной около полутора метров, была сюрпризом для всей команды, и по лицам я понял, что приятным.
Сразу после обеда перед нами раскрылись просторы Канозера. После получасовой усиленной гребли мы с Мариной поняли, что стоим на месте: сильный встречный ветер и большие встречные волны почему-то мешают нормальному движению вперед всем трем экипажам катамаранов, и по этой причине команда решила переждать: авось ветер стихнет. Остановились. Ждем. Пока ждали заодно и поужинали, выпили и закусили. Встретили довольно пожилых мужчину и женщину (видимо грибников), которые, спросив у нас который час, удалились в направлении стоянки наших катов и байдарки. Мы решили, что за ними придет моторная лодка, которая должна забрать их. Я оказался наиболее любопытным и решил проследить за этим. "Моторная лодка" представляла собой надувное судно размером примерно метр на полтора. Мотора на ней как ни странно не было. И это меня насторожило. Пока мужчина занимался наполнением воздухом лодки с помощью помпы, я, пользуясь моментом, обратился к женщине с вопросом: "И на этом вы поплывете?", на что она ответила: "Чихать! И не так плавали!" Ответ был произнесен тоном бабушки, пускающейся в пляс с криком: "Эх! Тряхнем стариной!" Мужчина и женщина сели в лодку; она, естественно, на весла, он напротив нее, и уплыли навстречу заходящему солнцу, качаясь на теплых, мягких волнах Канозера. С тоской в глазах я смотрел им вслед, вдыхая воздух, гонимый ветром...
Около 10 часов вечера ветер и вправду стих. И мы, подгоняемые ужасным количеством мошки, побив все рекорды сворачивания лагеря, двинулись в путь в направлении близлежащего острова.
Около часа ночи мы достигли своей цели. Взобравшись на вершину острова, мы просмотрели пройденный путь, а также пейзаж, окружающий нас. Поставив лагерь, с трудом найдя место для палаток среди камней, мы легли спать. День закончен. Но не для нас с Мариной. После многих вечеров сомнений ставить тент или не ставить, в эту ночь мы решили тент не ставить и легли спать. Проснулись от мерного стука капель по палатке. "Дождь..."- догадались мы, одновременно ощутив всем телом лужу в нижней части палатки и спальника. Через несколько секунд тент был поставлен и мы продолжили наш сон. Да! Тяжелый был день! А так хорошо начинался...
Гена.
Ночью мы добрались до "Скалистого"; остров очень красивый и живописный, судя по надписям на камнях, на нем находила пристанище ни одна группа туристов, застигнутая ветром на озере. Так случилось и этой ночью. Вместе с нами на острове стояла группа ПСНщиков и преследующий нас катамаран с "рыжей бородой" и "Розенбаумом" из Мурманска. Было очень ветрено и холодно, поэтому палатки были разобраны в рекордно короткие сроки, и лагерь завалился на сон.
Утром шел дождь, и наше дежурство проходило по всем правилам водного туризма, т.е. целиком в воде, но как только каша была сварена, и чай был заварен, дождь прекратился, но зато усилился ветер.
Но зачем такие мелкие подробности, когда самое большое впечатление от волн и ветра на середине озера, когда мы с Ольгой перегребали его то ли вдоль, то ли поперек. Наши капитаны покидали в байдарку нас и пустили по воле волн. Воистину название озера происходит от слова "доканать" - Канозеро! Баллон свистит, заливает волна, разорван гидрокостюм. Все напасти одна к одной!
Когда, наконец, мы увидели костер на берегу - это стал наш лагерь, и наступил уже следующий день.
Проснулся я с мыслями о парусах и ветрах. Вся команда бродила с утра в тех же мыслях. Первым делом Юра "потрогал" ветер и заявил, что он еще "попутнее", чем вчера. Поели, поправили снасти и легли на курс к противоположному берегу Канозера. Плыли спокойно. По приближению к берегу нас запутал Славик, который ходил взад-вперед по берегу, и мы не знали, идти к берегу или выходить в протоку с названием Родвиньга. Наконец мы увидели, что Славик уже двинулся к байдаре, и я просигналил Юре, что мы ложимся на курс к выходу из Канозера. Третий катамаран был слегка вдалеке, и он поменял курс позже. Перемену галса живописнее всех изображал Гена - он "ловил" ветер, пиная парус ногой. На косе перед выходом в Родвиньгу собрались в кучку. Далее решили проходить по Родвиньге. Прошли разлив Родвиньга-Низьма, затем были порожки, порожки и, наконец, увидели Пончозеро. Как опытные корабелы двинули это озеро спокойно. На выходе увидели стационарный лагерь: военные палатки с печками и т.д. Находясь в заказнике, я все время беспокоился о том, что возможен будет налет егерей, а разрешения на сплав через заказник у нас не было. И вот как раз в конце озера мы увидели приближающийся к нам вертолет. Решили никуда не бежать и изображать из себя само спокойствие. Когда я увидел на борту вертолета надпись "АЭРОФЛОТ", я понял, что это не егеря. Это, видно, привезли иностранцев-рыболовов в стационарный лагерь.
После этого двинули далее. Прошли еще несколько шивер, причем между шиверами шли под парусом, а некоторые даже парусов не снимали. А когда впереди появилась шивера с поворотом налево и неизвестностью там, Славка решил чалиться. С горем пополам я все-таки зачалился. Стоянка была с костром у воды и болотом вокруг. А больше и воспоминаний больших нет об этом вечере.
Сплим, сплям, сплюм!. Саня.
Утром мы с Юрой дежурили. Я в 8.00 услышала будильник, но Юра сквозь сон приказал мне не реагировать. Я не реагировала еще 15 минут, после чего мы встали.
Солнышко, светившее сквозь палатку, жестоко обмануло нас - выскочив раздетыми, мы тут же начали утепляться. К моменту подъема остальных солнце вообще скрылось. Маринке, как выяснилось не хватает 20 минут на то, чтобы проснуться. В будущем советуем ее будить еще раньше.
Поели, стали собираться. Мы с Юрой последние, остальные нас ждать не стали. Мы наблюдали во время сборов, как Саша с Олей прошли часть шиверы пешком, остальные все же не поленились вывезти свои посудины к началу шиверы.
Шивера (а может порог, а может и не один) оказалась длинной и интересной. Сплошное лавирование между камнями, минут 10, под конец уже стала скучать по плесам. После шиверы нас ждали ребята. Все прошли нормально, Славик сливал воду. Я Юру так и не смогла уговорить снять мачту, шиверу проходила, задевая за веревки и ловя весло. Почти сразу в нас впала Низьма, за ней несколько мелких шивер. В последней шивере на левом берегу стояла табличка "Проход справа" и стрелочка. Мы посмеялись удачной шутке туристов. Как потом оказалось, это была совсем не шутка и совсем не туристов. Дальше по течению реку перегораживала огромная сеть, и проход в ней был, действительно справа. На правом берегу - избушка и моторка. На другой моторке к нашему кату подплыли 2 мужика и сказали, что "палку" придется отвязать, а то мы не проплывем. Юра жутко оскорбился, что нашу великолепную мачту обозвали палкой и после сети снова ее привязал.
Далее мы подплыли к странной деревне Погост. На берегу - длинный дом со спасательным кругом и двумя флагами неопознанных нами стран. Мы решили, что отсюда вывозят иностранных туристов. Самих туристов мы встретили чуть позже, они плыли на моторке в одинаковых куртках и имели крайне сомнамбулический вид. Сам Погост оказался на левом берегу, о чем мы узнали только благодаря течению, развернувшему наши катамараны. Чуть позже был обед, в приготовлении которого Юра принимал столь активное участие, что нам предложили подежурить еще и на ужин. На обеде нас несколько раз пугал дождь. Кстати, обед был уже на Медвежьем Плесо, крайне противном озере с исключительно встречными ветрами. После обеда мы прошли еще пару часов и встали в заливе на левом берегу. Место имело несколько достопримечательностей:
1)заросли лилий;
2)броуновское движение мошки (дикое количество, они просто врезаются с размаху во все части тела, не успеваешь отмахиваться);
3) исключительно ровные места под палатки (мы с Юрой, например, стояли на камне, и, чтобы поставить палатку, пришлось слегка позаниматься скалолазаньем).
Вечером собирали грибы, после чего Юра пришел полумертвый от укусов, Гена с какими-то ежевиками, которые мы есть не стали, а Марина вообще потерялась. Гена просвистел пол-леса в поисках ее, оказалось, она спала в палатке после неудачного сбора грибов. Вечер был полон песен и спирта. В первом солировал Саша, во втором Оля с Таней. Оказывается, они пытались залить скрытое горе, какое - не говорят, и, по-моему, сами не знают. Вот, в принципе и всё.
В сей день встали поздновато, дежурный - Саня - проспал. А всё по тому, что кто-то много пьёт и поёт по вечерам. Запас стратегического спирта был основательно подорван вечером, и может быть поэтому с утра Таня с Олей очень долго копались с упаковкой. Настолько долго, что я принял волевое решение уплыть двумя судами пораньше в Умбу и попытаться там купить продуктов и поймать машину. Решили плыть я, Гена, Марина и Лена. Лену долго с кровью и слезами отрывали от любящего Юры. Наконец, они решили сняться на фоне лилий и расстаться. Однако, фото шедевр так просто не давался: у Лены оказалась текущей одна штанина в гидре, а к лилиям надо было идти глубже, чем по колено. Но, несмотря на все трудности, Лена всё-таки снялась в позе ласточки, и мы тронулись в путь.
Долго не могли понять: где же выход из озера -слепило солнце. Вдруг неожиданно показался мост, и мы зачалились. Лена осталась у судов, а мы тронулись в путь. Не пройдя и 100м, мы наткнулись на наших знакомых москвичей, которые сидели и пили чай. Они сказали, что их руководитель и ещё двое ушли в Умбу в 8:00 утра ( ого! а сейчас уже 13:00) и до сих пор не вернулись. "Наверное, пиво попивают", - с завистью заметил кто-то из простонародья. После этого мы ускорили шаг, так что Марине время от времени приходилось бежать за мной с Геной. Продукты мы купили успешно, в ком. ларьке купили даже пиво, выпили по бутылочке и пошли искать машину. Здесь стали попадаться трудности: с предприятий все сразу посылали к начальству, попуток не было и нужно было искать частника. Но где его искать? Встреченный нами руководитель москвичей сказал, что официально нанять машину стоит миллион (а мы рассчитывали максимум на 150 тысяч), а частник живёт в 3х километрах от Умбы в сторону. Три километра идти было не в кайф, тем более не понятно, будет ли от этого результат; да и 4км от стоянки до посёлка мы уже прочапали. Наобум зайдя на территорию ещё одного предприятия, мы с Геной нашли там дядю Юру, который ремонтировал свою машину и согласился нас отвезти за 300 тысяч, если успеет починиться до вечера. После этого мы сели у бензозаправки и стали ловить попутки (а заодно пить пиво и думать, что делать дальше). Расчёт наш был прост: дешевле нас может взять только попутка, поэтому если мы её не поймаем, то едем на автобусе. И как народу не лень разбирать и собирать плавсредства, им всё-таки придётся это сделать.
Минут через сорок стало ясно, что с попуткой тоже глухо. Мы уже совсем собирались покупать билеты на автобус, когда решили ещё раз подойти к дяде Юре. Решили, что если повезёт за 250 тысяч и сегодня, то едем на наш страх и риск. И чудо совершилось: мы поехали, правда перед этим мне пришлось покрутить немного гаек, но чего не сделаешь для своей группы.
Подъехав к реке, мы увидели наших, сидящих с кислыми рожами и при виде нас закричавших: "Ура!" и ещё типа "Ну ладно, Славик прощён" - разболтались. (Лишить всех выходного пособия.) Выкинув содержимое кузова - пустые коробки - в заброшенном карьере, мы погрузились и тронулись в путь. Те, кто ехали в кузове, говорят, что как только в темноте началась раздача съестного, на Саню бросились оставшиеся там пластмассовые ящики, но он мужественно отбился. А в кабине никаких происшествий не было.
Через час выгрузились на мосту через Колвицу, перегнали каты по воде, а рюкзаки -по суше - на стоянку и занялись обжорством. На обедоужин мы слопали:
-кан супа
-кан картошки
-восемь жареных рыб "сигов"
-банку Лечо
-буханку хлеба, кан чая и кое-что по мелочи, не стоящее упоминания.
После этого допили спирт (а точнее, во время,) и отбились.
Good Night! (Надеюсь, я не ошибся, а если ошибся -поправьте.)
*На этом месте в подлиннике находятся шедевры изобразительного искусства. Богатым фантазией предлагается вообразить их по сопутствующим надписям. (Л.С.)*
"пороги и камни"
"кат №1.Гена делает зацеп, а Марина любуется берегами"
"байдарка (впереди Танька усиленно мешает грести Славику)"
"кат №2. Саня пытается один работать за двоих."
"кат №3. Лена и Юра в вечном споре: где же лучше обходить камень?"
"начало Колвицы"
"схема моста"
"девушки"
"куст"
"ряжевые стенки"
"камень, на который все садятся"
"картина №1.Вид."
"Гена"
"Саша делает зацеп"
"он же"
"мы (девушки)".
Утро! Вкусный завтрак, приготовленный Таней и Славиком, сменяется лихорадочными сборами в дорогу (все-таки мы должны пройти первый порог на Колвице). Все, начитавшись лоцию по Колвице, готовятся к трудному дню. Собрались до странности быстро, даже мы с Таней умудрились уложиться в отведенное для сборов время.
Первый порог был пройден всеми удачно и быстро. Юра и Лена загружали кат после порога, а пока они грузились, мы разговаривали, обсуждали то, что нас ждет. Следующее препятствие прошли без просмотра, т.к. оно не стоило внимания.
Согласно лоции, впереди зашумел порог, который решили просмотреть с левого берега. Порог показался очень сложным для некоторой части нашей компании (для женской) и проходимым только по берегу, но другая часть (мужская) нашей компании решила проходить порог по частям. И что удивительно, прошла. Экипажу Марина-Гена препятствий показалось мало, и они пересчитали все камни в шивере после порога.
Впереди нас ждало еще три порога. Два из них мы прошли без просмотра, а просмотр третьего плавно перешел в выбор места для дневки. Порог прошли без приключений в обычном порядке, и стали устраиваться на стоянку.
В нескольких сотнях метрах от нашей стоянки журчал ручей Белый с красивейшим водопадом, и после постановки лагеря мы пошли на экскурсию по окрестным красотам. Водопад просто заворожил нас своей красотой - было сделано множество фотографий. Но всех манил малый водопад на Колвице, и мы не удержались от похода на него. Хотя отправились мы на него ради прогулки, ребята не удержались от обсуждения его прохождения. Вернулись к вкусному ужину, приготовленному Леной и Юрой. Вечером наблюдали проход порога группой туристов из Москвы, которые пересчитали все камни и плиты порога, чем удовлетворили наш к ним интерес.
Часть I: "Как трое смелых и двое калек (из них) в гору ходили".
Далеко на Севере возле Колвицкой губы жила - была гора, и звали ее Домашняя, а рядом с ней жила ее соседка, и звали ее Круглая, а еще там жил ручей Белый и много всяких других божьих созданий.
Притащились туда как-то туристы, все из себя спортсмены, и встали недалеко от Белого на дневку. И нет бы им как всем приличным туристам ягоды, грибы собирать, да рыбу ловить, да зверя и птицу стрелять, нет, потащило их в гости к Домашней и Круглой, а в проводники себе они выбрали Белого.
А из Белого плохой проводник; и корячились эти трое, и извивались вместе с Белым между камнями и деревьями, и терялись в густой траве (но потом находились), и шли они дальше и дальше по хлюпающим и чавкающим болотам, по унылым и занудным долинкам. В конце концов, вышли они на ПУПЫРЬ, гордо возвышающийся среди мелких сосен и хрупких камушков. И была это первая покоренная ими вершина, и возрадовались они, и вознесли молитвы Господу своему Лесовичку-Боровичку (господь туристический).
И потащились они далее, все больше боком да раком, раком да боком, трое смелых, двое из них калек.
И ползли они так не час и не два, а три с половиной; и вышли они на трассу вездеходную, а ноги-то их уже не слушались, и шли они (ноги) поодаль от основного туловища. Но не искали трое легкого пути, вездеходного, а потому свернули они в лес густой - чащу темную, и забрели в болота топкие, чтобы выйти к подножию горы Домашняя. И смилостивился-таки над ними Лесовичок-Боровичок (господь туристический), и послал он им поляну голубичную. И польстились они на дары природные, и опустились на камни болотные, и насладились ягодою вкусную, но не забыли они о цели своего путешествия, двинулись к подножию горы Домашней (далее пишет Таня), что манила троих смелых и двоих из них калек непонятным светом и силой. И дошли они к подножию горы "Домашней", когда последние силы готовы были покинуть их изнурённые долгим путём тела. И двое из них калек упали, уставшие у подножия горы "Домашней", а третий (смелый) пополз, корячась и кочевряжась, покорять вершину Горы, цепляясь за камушки шаткие и выступы скользкие. И решили двое упавших - чем мы хуже третьего смелого? - и полезли на карачках вслед за точечкой красною, в которую превратился уже смелый третий, теряясь в зарослях багульника, скрываясь за соснами высокими.
Но неприветливой хозяйкой оказалась Домашняя, преградила им путь ручьем, а он тек в каньоне со стенами отвесными. Но первый нашел путь через него, и прошел его, и провел двоих других. Однако, оставили силы этих двоих за ручьем, и лишь один из троих смог добраться до Вершины и увидеть и губу Кандалакшинскую, и озеро Колвицкое, и все, что было в округе.
А после был долгий путь к родным палаткам, что маячили где-то вдали. На этом пути повстречали они водопад Колвицкий, и были поражены они красотою его, и мощью его.
А в лагере уже ждали их: и горячий чай, и добрые друзья, и вкусный ужин, и теплые спальники.
Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
Часть 2. Про тех, кто в гору не пошел, но и сидеть в лагере не захотел.
Лена, Юра и Гена двинулись к поселку Колвица и обратно. Сначала Гена привел нас к водопаду на ручье - левом притоке реки. Водопадик с несколькими сливами, имеет пару ступеней. Естественно, фотографировались.
Спустившись вниз по ручью и немного вдоль реки, мы подошли к т.н. "Трехметровому малому" водопаду, а от него - по натоптанной тропинке в стороне от реки - в сторону поселка. Тропа обходила какой-то холм и понемногу поднималась. А может, это местность вокруг опускалась, а мы шли на одной высоте. В одном месте тропа вела по молодому соснячку и была такой ровной, сухой и утоптанной, что показалось, будто мы где-то в парке подмосковья.
Выйдя к реке, мы оказались на высоком, обрывистом берегу. Напротив появился шестиметровый водопад. На поверхность выходит похожая на гранит плита, горизонтально протянувшаяся от левого берега реки на 100 метров. Одна протока падает с этой плиты под углом, градусов в 60к горизонту потоком шириной метров 10. Внизу под струей образовалось небольшое озерце. Мы себе легко представили, как скапливаются здесь браконьеры при нересте рыбы.
Правая протока обходит гранитную плиту и вода по ней спускается на те же шесть метров, но уже не за семь, а за пятьдесят метров. Для нас порог, похоже, слишком крут...
Пошли вниз до моста - еще метров пятьсот - и попали в поселок Колвица. Тут же узнали, что магазина нет, а автобусы - в 15.30, 18.... и 21.35 до Кандалакши.
Назад шли по правому берегу и убедились, что существенных препятствий, кроме Малого водопада, нас не ожидает.
В седьмом часу вечера, уже в лагере пообедав и выпив чаю, мы смотрели "кино" о прохождении порога (мелкого, за которым мы стояли) тайменями и прочими лодками. По тому, как дрожали "пловцы", я понял, что на сегодня это их последний порог.
Всю ночь не спалось. Думалось о шоколадке, которую я выиграю у Славика, разбудив его ровно в 6.00. Около 12 ночи первый раз за весь поход вылезла луна, но через час уже залезла обратно. Около пяти стало совсем светло. Без пяти шесть пропикали Сашкины и Генкины часы, и я побежала к палатке Славика. За 10 секунд до контрольного времени я его разбудила. Недоверчивый Славик все равно посмотрел на часы. Шоколадка была выиграна. Вернее, выстрадана. Завтрак приготовили за 10 минут, а без 10 минут девять последний экипаж оттолкнулся веслом от берега. Начал накрапывать дождь.
Прошли шиверу, плес и зачалились у водопада на правом берегу. Первыми пошли Славик с Сашей. Они пошли слева, где не было большого слива. Скатились, как по горочке, потом почесались дном о камни и зачалились. Вторыми пошли мы с Юрой. Очень хотелось в основную бочку, но приказом адмирала были отправлены по той же горочке. Третьими пошли Гена с Сашей вдоль правого берега. Результат - попали в основную бочку одним баллоном, а вторым - в мелкий слив. Хруст перекрывал рев водопада. Фотоаппараты медленно опустились от глаз снимающих, но тут Гена сделал зацеп, Саша откренился, и их слегка потрепанный кат поплыл дальше. Выяснилось, треснула только диагональ. Саша сказал, что если бы был еще один кат, он бы попробовал там пройти еще раз. Хорошо, что у нас не было еще одного ката.
Четвертым порог проходил Славик с байдаркой. По берегу. Следующий кусочек реки пролетели минут за 15. Перед Черным зачалились. По-прежнему лил дождь. Он и помешал пройти Славику с Саней Черный и 6-метровый водопад (по правой протоке). Так они это объяснили. Хорошо, что шел дождь.
Гораздо хуже с другой стороны. Надо было собираться и готовить обед. Под тремя тентами мы справились с этой задачей, увозя с собой еще несколько литров кольской воды. На остановку пришли к трем. Правда, Славик ушел за байдой, и девушки стали волноваться. Медики сразу предположили, что он упал, сломал ногу и лежит где-нибудь в луже, накрытый байдаркой. Смелое предположение. Саня предположил, что байдарку украли, и Славик ее ищет. Более правдивое предположение. Тут обсуждение закончилось, так как появился Славик и тут же выгнал меня из-под крыши остановки под дождь. Пришел автобус. Мы забаррикадировали несколько сидений и через час были в Кандалакше. Выяснилось, что есть поезд через 5 минут. Славик решил уехать на нем, во что бы то ни стало. Поезд стоял на станции, а Славик в очереди. Кто первый? Победил Славик, и через 15 минут мы уже ехали в поезде. Вагон №13. Этим все сказано. Писать о поезде не буду. Нас окружали: команда мужиков - экипаж какого-то корабля, переезжающий Мурманск-Москва-Владивосток-Находка; буйные рыбаки и проходящие пограничники-дембеля. Все пьют. Этим все сказано. Быстрее бы Москва. 16.00. 10 августа.1995 год.